«Справедливость по праву считается наивысшим из всех достоинств, - пишет Аристотель, - вызывающим большее восхищение, чем утренняя звезда и вечерняя звезда...».
«Где справедливость? Не задавайте риторических вопросов, - пишет Леонид Крайнов-Рытое, - перед справедливостью все равны». «Венец справедливости есть смелость духа, - пишет Демокрит, - и неустрашимость мысли, предел же несправедливости - в страхе перед угрожающим несчастьем». Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид». «Справедливость — это единственное служение» -/Роберт Грин Ингерсолл/
Справедливость - кажется, что это очень просто. И всякий, вроде бы, с детства понимает, что такое «справедливость», поскольку она сопровождает нас всю жизнь. Но парадокс в том, что, как оказывается, справедливость сложна, неоднозначна и с трудом поддается осмыслению.
Так какой же справедливости ищут люди, о какой справедливости они говорят? Они имеют в виду справедливость только для себя. Требуя справедливости от других людей, требуя для себя каких-то привилегий, давайте вспомним и о других людях, которые, может быть, именно по справедливости имеют больше оснований требовать то, что так настойчиво требуем мы только для себя. Иногда лучше, может быть, не считаться со своим видением справедливости – только для себя и во имя себя, а проявлять благость, прощение и терпение, совершать свой апостолат, идя по узкому и тернистому пути христианина. А широкий, пространный путь, по которому идут многие, со своим пониманием прав человека, принципов справедливости, – это взаимоисключающие представления о правах, о справедливости, о честности, когда каждый защищает права только одного человека – самого себя» - /Протоиерей Олег Стеняев/. Мы считаем, что мы во всех обстоятельствах поступаем справедливо; мы так про себя думаем. А коснись дела, - это моё. Что мы недостойны никакой справедливости по отношению к себе от Бога и людей? По отношению к себе мы должны быть прокурорами, а по отношению к другим – адвокатами. То есть нужно от себя требовать справедливости. А от других людей мы можем требовать к себе справедливости, мы должны мечтать об этом, но требования к этой справедливости должны быть как можно меньше. Мы должны в человеческих отношениях руководствоваться не справедливостью, не мерой, не весом, не законом «ты – мне, я – тебе» – мы должны руководствоваться любовью. Справедливость у христиан должна уходить на второй план, потому что у нас превалирует любовь. Отношения «ты – мне, я – тебе» справедливы, но здесь нет любви. Потому что христианин не справедливости ищет: чтобы за его дела быть награжденным в Царствии Небесном, хотя вроде бы это справедливо. Но если человек руководствуется только этой справедливостью, то это жизнь не в духе, не в Боге и не в любви. Это жизнь наемника.
«Понимание справедливости приходит через понимание закономерности». В мире каждый человек хочет справедливости, особенно в отношении себя. Однако никто не отменял таких пороков, как зависть, корысть, алчность, гордыню и т.д. Именно поэтому вне закона справедливость – это субъективное явление. Требовательность - это один из ликов человеческой справедливости, она должна быть одной для всех - от начальника руководства до самого младшего, начинающего работника. Требовательность не может идти только сверху вниз, она должна быть всеобщей и взаимной. И наконец, преданность делу. «Справедливое по отношению к другому есть, - говорит Аристотель, - собственно говоря, равенство».
Если справедливость дана Богом в виде закона, то Бог рассматривает справедливость как должное, как то, что должно исполняться людьми, если они хотят жить по Божьему. Как замечает Лев Толстой «Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее - ступени к совершенству, ниже - порок».
«И не остаётся больше в душе места для добра и красоты, - пишет С.Зверев – писатель, и не находит себе человек места, пока не утвердит справедливость». Справедливость — врожденное чувство. Справедливость этого указания будет понятна, если вы вспомните, что охота за шпионами внутри церкви является распространенным занятием гражданского населения всех воюющих церквей. Справедливость субъективна и иногда может быть слишком похожа на обычную месть.
«Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом Которому и вы, и мы одинаково подотчетны, слушать вас более, нежели Бога?» - /Деян.4.19/. Этим дается понять также и то, что повеление Синедриона само вышло из рамок согласия с требованиями здравого разума и законов совести и, как такое, само справедливее заслужило той участи, на какую теперь дерзает обрекать Божественные повеления. Не думаете ли вы, что нарушение воли Божьей в угоду человеческим желаниям справедливо пред Богом? Воистину, справедливым является то, что справедливо пред Богом, ибо Его суды, а мы в этом не сомневаемся, не противоречат истине, следовательно, ими надо руководствоваться».
«Быть справедливым в мыслях – пишет К. Ушинский, - не значит еще быть справедливым на деле». Несвойственно льву пасти овец, не безбедно и тому, кто еще сам страстен, начальствовать над другими страстными.
Несправедливо видеть лисицу между курами, но еще несправедливо видеть пастыря гневливого глупого. Ибо лисица губит кур, а сей смущает и погубляет разумные души.
«Лежу смирехонько, куда меня ни бросят: А не слыхал себе спасибо никогда. Недаром, право, свет поносят: В нем справедливости не вижу я никак.… А ты на ниве сей пустое только бремя» - /И.Крылов/.
«Крайняя несправедливость – пишет Платон, - казаться справедливым, не будучи таковым».
«Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас? Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. Поэтому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой. В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни».
Евангелие – книга очень такая трезвая, и там понимается, что на самом деле в мире сейчас справедливости нет. И Христос, так сказать, дополняет, восполняет эту справедливость тем, что она осуществляется в другом мире – на небесах, куда все люди, так или иначе, обязательно перейдут. И об этом есть в Евангелии от Луки очень яркая притча «О богаче и Лазаре». Там бедняк Лазарь мучается больной, весь в струпьях, у ворот богача, и просит милостыню. А, богач у себя там, в хоромах наслаждается. А после они умирают – и все наоборот: Лазарь попадает в лоно Авраамово, а богач мучается в аду. Так что сам Господь оправдывает социальную справедливость и требует ее установления. И поэтому, думается, все эти кривые усмешки насчет справедливости и социальной справедливости – они должны быть отброшены. И христиане обязаны бороться против попрания социальной справедливости, причем именно в этом грешном и падшем мире.
Чувство справедливости оно другое, оно носит социальный характер: справедливый человек и в первую очередь думает обо всех, а вовсе не о себе. Поэтому обычно справедливый человек – вот он-то как раз и не завистлив. И наоборот, завистливый человек, как правило, несправедлив. И вот такая подмена, а это часто можно услышать, она должна быть наконец-то оставлена, потому что это просто дискредитирует такую очень глубокую и фундаментальную ценность Божьего мира как справедливость.
Сочетание справедливости и любви является необходимым и достаточным условием для построения общества, в котором внутри заложен принцип прогресса и развития. Как это описывает книга Деяний, - пишет Л.Толстой. В первый раз долженствовавшие внешним образом утвердить справедливость известных утверждений, эти страшные, наделавшие столько зла, слова: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас более, кроме сего необходимого» - /Деян.15.28/. Пастырям церкви следует возлагать на паству только те бремена, которые являются необходимыми для спасения душ верующих, утверждалось, что справедливость того, что они постановили, засвидетельствована чудесным участием в этом решении Святого Духа, и Бога».
Астрея - богиня справедливости в греческой мифологии. Что такое справедливость? В переводе с латинского языка само это слово означает – правильно вести. «Ты утвердил справедливость» - /Пс.98.4/. Он позаботился и о справедливой администрации, управлявшей через гражданские власти, которые царствовали Им и через Него вершили справедливость. Его решения опираются на строгой справедливости.
Бог дал им те чудесные законы, которыми они управляются. Он позаботился и о справедливой администрации, управлявшей через гражданские власти, которые царствовали Им и через Него вершили справедливость. Бог был близок к ним, восседал на херувимах, они имели уставы и суды праведные, благодаря которым была утверждена справедливость.
«Урусвати знает наш приказ: «Будьте справедливы». Но о какой справедливости говорим? Люди ухитряются сотворить много «справедливостей». Они знают справедливость личную, семейную, родовую, племенную, расовую. Они прикрываются справедливостью служебною, школьною, профессиональною. Не перечесть всех людских справедливостей! Но забыта справедливость человеческая. Люди судят с многих точек зрения, но главная — мировая справедливость нигде не будет принята».
«Справедливость бывает двух видов - одна, понятная обыкновенным людям, другая, понятная только людям опытным и знающим».
«На взгляд, не так уж справедливо делят руководители свое внимание и силы между рядовыми физкультурниками и мастерами. Тем, кто ставит рекорды, привозит призы и медали, — все: и тренеры, и лучшие стадионы. А на долю рядовых самообслуживание да изредка теплые слова в докладах. Нам нужны рекорды и рекордсмены. А все же еще важнее растить миллионы жизнерадостных, бодрых, сильных, ловких парней и девчат…
Не могу понять, почему спортивные деятели не хотят признавать народный опыт и традиции. Даже у нас на Дону состязания в джигитовке или русской борьбе. А уж об играх на льду, штурмах снежных городков молодежь знает только из рассказов своих отцов и дедов…. Всё что-то изобретают, заимствуют где-то и своё отечественное веками проверенное, полезное отвергают.
И уж совсем неясно, почему такие полезные для здоровья дела, как охота, туризм, рыбалка, физкультурные организации перекладывают на плечи других…. О нас, пожилых, и вовсе не вспоминают. Но где, же сказано, что физкультура и спорт нужен только молодым? Не по-хозяйски это?!» - /М.Шолохов/ «...то мы окажем им справедливость...» - /1Мак 8.32/
Мы всегда ищем справедливости, а Нагорная проповедь учит нас: «Никогда не ищите справедливости для себя, но никогда не прекращайте поступать по справедливости с другими».
«Что такое справедливость? С точки зрения людей под справедливостью чаще всего понимается лишь неукоснительное соблюдение установленных законов и правил. В одной книге говорится, что справедливость связана с законами, обязательствами, правами и обязанностями; она заключается в том, чтобы судить беспристрастно, давая каждому то, чего он заслуживает. Но справедливость Бога подразумевает гораздо больше, чем просто формальное соблюдение правил из чувства долга.
Чтобы лучше понять всю глубину справедливости Бога, исследуем значение соответствующих слов в языках, на которых писалась Библия. В еврейских Писаниях в основном используется три слова. Одно из них можно перевести как справедливость, оно также может означать поступать правильно. /Быт.18.25/. Два других слова часто переводятся как «праведность» и «правда». В христианских греческих Писаниях слово, переводимое как «праведный», означает «справедливый, отвечающий нормам нравственности». То есть, по сути, это понятие равноценны.
«Справедливость и братская любовь – два столпа истинного мира между людьми» - /Амаду Гассето – представитель африканских религий/
«По словам Паскаля, единственным выражением Библейской веры «должна быть любовь к Богу, и Бог осуждает всё остальное». Это любовь требовала не столько церковных церемоний, - пишет А.Мень, - сколько человечности, добра и правды. Поэтому в проповеди пророков такое большое место занимала идея социальной справедливости».
«Им велено быть справедливыми ко всем. Придерживайтесь принципов справедливости, поступайте согласно правилам справедливости, поощряйте требования справедливости, подражайте примерам справедливости и стремитесь решительно к тому, что справедливо. «Правды, правды ищи», - /Втор.16.20/, именно к этому, прежде всего, должны стремиться власти, таково должно быть их намерение и ради этого можно пожертвовать всеми личными расположениями: поступать справедливо ко всем и никому не причинять зла».
«Импульс к справедливости. Но стремление к справедливости! Справедливость, доктор Фастольф, – это абстрактное понятие. Оно доступно только человеку и только человек может использовать этот термин.
– Если вы определяете «справедливость», таким образом, что это как абстрактное понятие, как стремление воздавать каждому по заслугам, если вы говорите, что это есть исполнения каждым человеком своего долга, то признаю правоту вашего долга. Как стремление к правде и тому подобное, то я согласен с вами, мистер Бейли. Человеческое понимание абстракций не может быть заложено в позитронный мозг, по крайней мере, при нынешнем уровне наших знаний. Знания, которыми мы обладаем в настоящее время, не позволяют нам вкладывать в позитронный мозг абстракции в человеческом понимании этого слова.
– Значит, вы это признаете… как специалист?
– Конечно. Вопрос лишь в том, что подразумевал Р. Дэниел под словом «справедливость»?
– Он подразумевал именно то, что могли бы подразумевать вы, или я, или любой другой человек, но никак не робот.
– Почему бы вам, мистер Бейли, не попросить его дать своё определение справедливости?
На мгновение Бейли смешался, но тут, же повернулся к Р. Дэниелу:
– Ну?
– Да, Илайдж?
– Как вы определяете, каково твоё определение справедливости?
– Справедливость, Илайдж, – это что существует, когда обеспечиваются это полное - соблюдение всех законов.
Фастольф кивнул.
– Для робота это хорошее определение, мистер Бейли. Р. Дэниелу задано стремление следить за тем, чтобы все неукоснительно соблюдением всех законов и было заложено. Справедливость у Р. Дэниела – вполне конкретное понятие, поскольку оно основано на соблюдении законов, конкретных, недвусмысленных законов. Здесь нет никакой абстракции. Человеку же, который исходит из каких-либо абстрактных категорий морального порядка, некоторые законы могут казаться плохими, в проведение их в жизнь – несправедливостью. Исходя из абстрактных представлений морального порядка, человек может считать некоторые законы плохими, а их осуществление – несправедливым. Как по вашему, Р. Дэниел?
– Несправедливый закон, – ответил спокойно Р. Дэниел, – это терминологическое противоречие.
– Для робота – да, мистер Бейли. Так что, как видите, не следует смешивать понятие справедливости которое существует и его справедливость с нашей» - /Айзек Азимов/.
«И решил Костя: не надо кричать, не надо суетиться, надо спокойно, железной рукой восстановить справедливость» - /В.Шукшин/.
«Что самое прекрасное в человеке? – обратился султан к Абу Насру. «Доброта, высокопочтимый султан». - «Но что, же тогда ценно в человеке?» - «Его ум» - «А что всего нужнее людям?» «Справедливость». Главным признаком идеального государства Платон считал справедливость. Справедливость ко всем людям – рабам и пахарям…Справедливость, позволяющая каждому заниматься своим трудом» - /Ануар Алимжанов/.
«Справедливость - это праведное иерархическое водительство, при исполнении которого формируется такой порядок бытия, когда все приходящее в нашу жизнь справедливо и законно. В том случае, если с нами что-то происходит, чего мы не хотели, — мы просто включили в действие Закон Божий. Слово справедливость связано в первую очередь с представлением о некоем правопорядке. Оберегать этот правопорядок - дело судьи, который должен следить за соблюдением правил, обычаев или закона. Нравственное значение этого слова шире: справедливость воздает должное каждому, даже если это должное не зафиксировано обычаем или законом. По естественному праву обязанность правосудия сводится в конечном итоге к некоему равенству между людьми при обмене или распределении. В религиозном смысле, т.е. когда речь идет об отношениях человека с Богом, применение юридической терминологии в наших языках менее широко, чем в Библии. Конечно, о Боге часто говорят, как о праведном Судии, и называют Судом момент, когда человек предстанет пред Богом. Но это религиозное употребление юридических выражений представляется необычайно узким по сравнению с языком Библии. Хотя и близкое к некоторым другим выражениям (прямота, святость, честность, совершенство и пр.).
«Выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого». «Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою».
«Тот, кто хлопочет за других, всегда исполнен уверенности в себе, как человек, который добивается справедливости; выпрашивая или домогаясь чего-нибудь для себя, он смущается и стыдится, как человек, который клянчит милости» - /Жан де Лабрюйер/
Ты всегда судишь горожан исходя из справедливых принципов, но ведь справедливость есть и в авторитете, и в понятиях учитывать ценности каждого человека, а не только лишь свои собственные.
«Длительная борьба за справедливость поглощает любовь, - пишет Альбер Камю, - породившую ее». «Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его» - /Прем.1.1/
Сначала поднимается праведный гнев, справедливая реакция, но мы христиане, и над нашей справедливостью есть еще одно понятие – любовь. Если твоя справедливость не была в духе любви и доброжелательности, то она без любви и доброжелательности стала несправедливостью.
– То есть справедливость у каждого своя, а любовь – одна? Любовь выше справедливости. Но справедливость должна быть всегда с любовью» - /архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)/
Источники: Библия. Мэтью Генри – толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Бермудский Треугольник как остаток времён Допотопных. - Ершов Иван Васильевич Анализируя различную мистическую литературу, я нашёл много доказательств реальности Библейских событий. В пещерах Сомати, описанных Мулдашевым, на мой взгляд, находятся не кто иной, как люди Допотопной цивилизации, которых Бог во времена Ноя потопил за оккультизм и контакты с НЛО( демонами).